Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Нетрадициоый урок: нормативно-правовые и теоретические основы
1.1 Место нетрадиционного урока в образовательном процессе
Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования неизменно диктуют необходимость формирования творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и одновременно нестандартно решать различные, в том числе и новые жизненные проблемы.
Современно общество от индивида требует следующее:
1. Определенных умений, которые использовать можно практически при любых обстоятельствах;
2. Умения самостоятельно мыслить, а вовсе не накапливать некоторую сумму знаний, а также взглядов;
3. Не узких знаний, а именно общего подхода к решению разного рода вопросов;
4. Коммуникабельности – то есть умения работать в согласии с другими, а также вместе приходить к цели.
Все это актуализировало необходимость использование при преподавании школьных предметов таких методов и форм, которые активизируют творчество учащихся, формировать атмосферу эмоционального комфорта, раскрепощенности, способствуют заинтересованности отдельными темами и не учебного процесса [22, c. 4].
Максимально продуктивными в этом направлении являются именно нестандартные уроки, которые учащихся привлекают к активному решению учебных и иного рода заданий и проблем, позволяют ему быть причастными к событиям. Классно-урочная система функционирует уже долгое время и по своему рождению относится еще к периоду Древней Греции. Я.А. Коменский после обобщения опыта братских школ Юго-Западной Руси в период XVI века (это Луцкой, Львовской), дает теоретическое обоснование классно-урочной формы обучения, отличительной особенностью которой являлась организация процесса обучения именно в форме урока. На протяжении всей истории педагогики классно-урочная система показала себя в качестве наиболее совершенной, что и привлекало к ней внимание большинство дидактов и с последующим внедрением ее в педагогическую практику. Для ее развития немало сделали также и отечественные педагоги, в их числе – К.Д. Ушинский. Именно им в отечественной педагогике была развита теория урока. Он считал, чтобы на уроке ученики, по возможности, трудились самостоятельно, при том, как учитель руководил данным самостоятельным трудом и давал ученикам необходимый материал [31, c. 228].
На современно этапе сформировалось несколько подходов к трактовке понятия «урок». В первом случае урок представляет собой систематически применяемую для решения задач обучения, воспитания, а также развития учащихся, форму организации деятельности постоянного состава педагогов и учащихся в конкретный отрезок времени [25, c. 327[. Данное определение было сформулировано Я.А. Коменским в его «Великой Дидактике». Подобное понимание урока с весьма жесткой структурой практически всех его компонентов, а также строгой логикой изложения ученикам учебного материала характерно было для традиционной школы.
Второй подход к трактовке понятия «урок» согласно концепции М.И. Махмутова понимается как вариативная и динамичная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия конкретного определенного состава учителей и учащихся, которая включает формы, содержание, методы, а также средства обучения и применяемая на систематической основе с целью решения задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [20, c. 97]. То есть функция урока в этом случае заключается в достижении завершенной, однако частичной цели, состоящая, в одном случае в усвоении учащимися нового, целостного содержания, в другом случае – это частичном усвоении осознанного восприятия и закрепления.
Необходимо указать, что каждый урок формируется из конкретных элементов, характеризующиеся разными видами деятельности педагога и учащихся согласно со структурой процесса усвоения знаний, а также умений и навыков. Данные элементы выступать могут в разных сочетаниях, тем самым определяя структуру урока [19, c. 84].
Структура урока, то есть имеется в виду взаиморасположение его составных частей, напрямую зависит от занимаемого им места в общей системе уроков по определенной теме курса. При этом каждый урок – это обязательно логически, организационно и психологически законченное целое.
Законченность и организационная целостность урока прослеживается в том, что он начинается и завершается в конкретное время, учитель и ученики готовы к уроку, во время всего урока учеников организуют на работу, время урока распределено рационально и четко. В свою очередь логическая целостность урока выражается в конкретном содержании урока, который расчленен на ряд вопросов, раскрывающих план темы, а также ее логическую структуру.
Наконец, психологическая целостность определяется потребностью достижения на уроке поставленной цели, чувством удовлетворения от полученных результатов, стремлением дальнейшего продвижения. То есть на уроке в учебной работе в действие приведены эмоциональные, интеллектуальные, а также волевые силы учащихся.
Урок, являя собой законченное целое, вместе с тем представляется звеном единой цепи уроков непосредственно по теме учебного предмета. В связи с этим для верного построения практического любого урока, как указывает И.Я. Лернер, важно осознать по данной теме всю систему уроков, а также проследить место отдельного урока в этой системе. Это связано с тем, что необходимо видеть перспективу осуществляемой деятельности, ясно представлять логическое содержание, воспитательное и образовательное значение темы в целом и на данном основании определять базовую дидактическую цель каждого отдельного урока [18, c. 95].
При этом многообразие структур уроков предусматривает также и разнообразие и их типов. В непосредственной зависимости от основной дидактической цели, решаемом на отдельном уроке, его структура, а, значит, и типы будут являться различными [12, c. 95].
Но, невзирая на большое число работ по названной проблематике, типология уроков более обстоятельно была рассмотрена М.И. Махмутовым. Им было предложено уроки классифицировать по цели организации, характеру содержания изучаемого материала, а также уровня обученности учащихся. Согласно с этим М.И. Махмутовым выделены были следующие типы уроков [20]: 1) объединенный либо комбинированный урок; 2) урок изучения нового материала; 3) урок закрепления материала; 4) урок повторения либо повторительно-обобщающий урок; 5) урок проверки знаний, умений, навыков – контрольный, или учетный урок.
В настоящее время наряду с традиционными типами уроков современная педагогическая практика пополнилась так называемыми «нестандартными уроками». С позиции В.В. Гузеева такого рода уроки возникли в качестве результата поиска новых типов уроков, новых форм обучения. К названным урокам отнести можно следующие: «уроки-диспуты», «уроки-форумы», «уроки пресс-конференции», «уроки-диалоги», экскурсии, факультативы, практические занятия в классе или мастерской и т.п. [11, c. 19].
Также сегодня немало говорится об интегрированных уроках. Так, с точки зрения Л.П. Ильенко изучение разных объектов осуществляться может, по крайней мере, двумя способами: 1) учитель содержание учебного материала раскрывает через привлечение соответствующих сведений с других дисциплин, применяя знание учеников, которые ими были приобретены на других уроках, а также реализуя межпредметные связи; 2) учитель раскрывает на уроке те стороны многоплановых объектов, которые в содержание его предмета не входят, однако без этого целостное представление об изучаемом объекте сформировать невозможно [14, c. 85].
Далее в таблице отразим виды уроков в зависимости от характера деятельности педагога и учащихся и применяемых источников знаний.
Необходимо подчеркнуть, что нетрадиционные формы урока чаще всего реализуются после изучения отдельной темы либо нескольких тем, выполняя при этом функции обучающего контроля, а также оценки знания учеников. Подобные уроки проходят не в стандартной, а несколько необычной для школьного уклада обстановке. Смена привычной и традиционной обстановки заметно снижает психологический барьер, который нередко снижает появляющийся в традиционных условиях по причине опасения совершить ошибку.
Нетрадиционные формы урока реализуются при обязательном участии всех учеников класса, с применением различных средств наглядности (например, выставок, компьютерной и видеотехники, стендов).
Нетрадиционные уроки учителю помогают в следующем: 1) реализовывать контроль знаний, а также умений и навыков учеников по конкретной теме; 2) обеспечить рабочую атмосферу в классе, деловое отношение учеников к уроку; 3) спланировать минимальное участие педагога на уроке.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые источники
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974. (дата обращения:26. 09.2021). – Текст : электронный.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 г. № 996 – р. г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения:24. 09.2021). – Текст : электронный.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17. 12. 2010 г. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения:26. 09.2021). – Текст : электронный.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ № 413 от 6 октября 2012 г. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения:26. 09.2021). – Текст : электронный.
5. Историко-культурный стандарт. URL:: http://минобрнауки.рф/документы/3483 (дата обращения:26. 09.2021). – Текст : электронный.
6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Минобрнауки №1312 от 9.03.2004 г.): URL: http://docs.cntd.ru/document/901895864 (дата обращения:26. 09.2021). – Текст : электронный.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – Текст: непосредственный.
II. Монографии и статьи
8. Байденко, Б.Н. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной компетенции учителя истории в условиях реализации ФГОС и ИКС / Б.Н. Байденко. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 8. – С.41 -44.
9. Вяземский, Е.Е. О разработке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории / Е.Е. Вяземский. – Текст: непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 1. – С.54 – 58.
10. Вяземский, Е.Е. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах к ее реализации / Е.Е. Вяземский, Е.Б. Евладова. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 9. – С.3 – 11.
11. Гузеев, В.В. Структура образовательного процесса: Типы и структуры уроков / В.В. Гузеев. – Текст: непосредственный // Химия в школе. – 2012. – № 1. – С. 17–25.
12. Иванов, С.В. Типы и структура урока: монография / С.В. Иванов. – Москва: Педагогика, 2012. – 190 с. – Текст: непосредственный.
13. Изотова, Т.Г. Применение технологий проблемного обучения в учебном процессе / Т.Г. Изотова. – Текст: непосредственный // Вестн. современных исследований. – 2018. – № 10. – С. 56-59.
14. Ильенко, Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах: метод. пособие / Л.П. Ильенко. – Текст: непосредственный. – Москва: Нач. шк., 2016. – 234 с.
15. Ислямова, Э.И. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории / Э.И. Ислямова. – Текст: непосредственный // Вопросы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 32-35.
16. Карачевцев, И.А. Чему учит история? О значении историкоантропологического подхода к преподаванию истории России в школе / И.А. Караченцев. – Текст: непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 3. – С.33 – 35.
17. Крутова, И.В. ФГОС и ИКС по истории: проблемы реализации системно-деятельностного подхода / И.В. Крутова, Р.В. Пазин. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 10. – С.52 – 56.
18. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения: монография / И.Я. Лернер. – Москва: Просвящение, 1991. – 190 с. – Текст: непосредственный.
19. Махмутов, М.И. Современный урок: монография / М.И. Махмутов. – Москва: Просвещение, 2011. – 190 с. – Текст: непосредственный.
20. Махмутов, М.И. Современный урок и пути его организации: монография / М.И. Махмутов. – Москва: Педагогика, 1995. – 203 с. – Текст: непосредственный.
21. Митькина, А.Д. Проблемное обучение в современном образовании / / А.Д. Митькина. – Текст: непосредственный // Вестн. науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 56-59.
22. Осипова, Т.Г. Уроки истории - уроки жизни: постановка и решение воспитательных задач урока / Т.Г. Осипова. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 6. – С.3 – 9.
23. Пазин, Р.В. Методическое сопровождение деятельности учителя истории в условиях перехода на ФГОС и введения историко-культурного стандарта / Р.В. Пазин. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 9. – С.34 – 39.
24. Пазин, Р.В. ФГОС. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурный стандарт: проблемы реализации в заданных условиях / Р.В. Пазин, Л.В. Искровская. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 7. – С.49 – 54.
25. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва: Пед. об-во России, 2014. – 608 с. – Текст: непосредственный.
26. Подройкина, Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории / Л.В. Подройкина. URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-nietraditsionnyie-formy-urokov-istorii.html# (дата обращения: 25.09.2021). – Текст : электронный.
27. Потапова, О.А. Особенности и трудности преподавания истории в 5-6 классах / Л.В. Пртапова. URL: http://www.методкабинет.рф/attachments/(дата обращения: 25.09.2021). – Текст : электронный.
28. Сайфутдинова, А. Особенности технологии проблемного урока / А. Сайфутдинова, А. Нисанбаева. – Текст: непосредственный // Альманвх мировой науки. – 2019. – № 3. – С. 65-66.
29. Соколов, А.Б. Историческое образование как фактор формирования гражданственности: вызовы современного развития / А.Б. Соколов. – Текст: непосредственный. // Преподавание истории и обществознания в школе. –2015. – № 8. – С.19 – 28.
30. Соколова, Л.Н. Нестандартный урок как средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Л.Н. Соколова. – Калининград, 2010. – 25 с. – Текст: непосредственный.
31. Ушинский, К.Д. Избранные труды в 4 кн. / К.Д. Ушинский. – Москва: Дрофа, 2015. – Кн. 2. Русская школа. – 447 с. – Текст: непосредственный.
III. Учебная и методическая литература
32. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – Москва: Просвещение, 2016. – 252 с. – Текст: непосредственный.
33. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – Москва: Просвещение, 2016. – 77 с. – Текст: непосредственный.
34. Учебно-методическая помощь к УМК по истории России под ред. А.В. Торкунова (6 – 10 кл.). URL: http://www.prosv.ru/assistance/umk/history-torkunov.html. (дата обращения: 25.09.2021). – Текст : электронный.